+7 (4722) 35-71-25
с 8:00 до 17:00 пн-пт
+7 (910) 321-89-68
с 8:00 до 21:00 пн-вс
  • Главная
  • Тактико-специальная подготовка
Тактико-специальная подготовка

Тема №1 Тактика и методы охраны имущества. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов.  

Изучаемые вопросы:

1. Виды охраняемых объектов и комплекс мер по обеспечению их безопасности.

Особенности охраны имущества. Особенности охраны мест проживания граждан. Осуществление охраны имущества с использованием оружия. Особенности охраны имущества при его транспортировки.

2. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах как самостоятельный вид охранных услуг. Организация пропускного и внутриобъектового режимов. Выявление документов, имеющих признаки подделки.

3. Тактика действий при задержании лиц, совершивших противоправное посягательство  на охраняемое имущество либо нарушающих внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, и при передаче задерживаемых в органы внутренних дел (полицию).

4. Особенности охраны объектов социальной сферы, жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, топливно-энергетического комплекса.

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом требований законодательства РФ о транспортной безопасности.

1. Виды охраняемых объектов и комплекс мер по обеспечению их безопасности.

Особенности охраны имущества. Особенности охраны мест проживания граждан. Осуществление охраны имущества с использованием оружия. Особенности охраны имущества при его транспортировки.

 

 Виды охраняемых объектов и комплекс мер по обеспечению их безопасностиОхраняемые объекты (объекты охраны) - это подлежащие охране, в соответствии с заключенным договором на оказания охранных услуг, здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории.

Существует несколько классификаций охраны объектов, исходя из следующих критериев: самого понятия «объект», направлений и способов защиты, технического оснащения и др. Поскольку в сфере охранных услуг объектом может называться все, что охраняется сотрудниками ЧОПа, в первую очередь подходы к обеспечению и контролю безопасности различают по виду вверенного объекта, который бывает:

Такая классификация актуальна и используется повсеместно. Однако если речь идет только о физической охране, здесь применимо разделение по способам обеспечения безопасности, среди которых: стационарные посты охраны, мобильные патрули, группы быстрого реагирования, личная охрана, кинологические подразделения.

Организация охраны стационарных объектов

Грамотная организация охранных мероприятий на вверенной территории – гарантия эффективного функционирования компаний и контроля безопасности персонала, клиентов, посетителей и иных лиц. Вне зависимости от целевого назначения объекта, будь то коммерческий офис, производственное помещение или продуктовый склад, он нуждается в охране и контроле потенциальных угроз. Разумеется, средства защиты магазина или супермаркета будут отличаться от систем охраны на строительной площадке или в химическом цеху, однако не стоит игнорировать вопросы безопасности.

Особенности охраны объектов жизнеобеспечения, особой важности, социальной сферы. Особенности охраны мест проживания граждан. Объекты жизнеобеспечения – что к ним относится. Понятие и классификация объектов особой важности. Объекты социальной сферы. Методы и формы организации безопасности. Особенности работы охраны на данных объектах.  Места проживания граждан – как объект охраны. Охрана многоквартирных домов, коттеджных посёлков, допуск к жилищу. Особенности охраны прилегающей территории. Взаимодействие с местным отделением милиции (участковым). Анализ и прогнозирование угроз. Профилактика правонарушений в жилом секторе. Противодействие противоправным посягательствам при охране жилого сектора.

Особенности охраны имущества при его транспортировке. Понятие охраны перевозимого (транспортируемого) имущества. Особенности договора по охране перевозимого ( транспортируемого) имущества. Особенности охраны груза на перевозку которого требуется специальное разрешение (опасный, тяжеловесный, негабаритный груз). Взаимодействие на маршруте движения с органами ГИБДД.    Группа сопровождения её состав и задачи. Документация группы сопровождения. Вооружение и средства связи группы сопровождения. Прием груза под охрану в местах его получения. Работа группы на маршруте. Контроль и размещение автотранспорта на стоянке в местах отдыха. Особенности перевозки грузов железнодорожным транспортом. Сдача груза заказчику в пункте назначения.  Составление отчета  в охранной организации о проделанной работе.

Охрана мест проживания граждан – это единственная возможность сделать свой дом безопасным. Охрана многоквартирных жилых домов в первую очередь призвана обеспечить защиту от таких угроз, как квартирные кражи, грабеж, вандализм, хулиганство, терроризм и иные противоправные действия.

2. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах как самостоятельный вид охранных услуг. Организация пропускного и внутриобъектового режимов. Выявление документов, имеющих признаки подделки.

 

 Выписка из закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I

"О частной детективной и охранной

 деятельности в Российской Федерации

 

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

 

Организация внутриобъектового режима может включать:
— разработку, согласование, обновление и дополнение инструкций, положений и иных нормативных материалов по вопросам режима и охраны;
— ведение, уточнение и изменение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;
— разработку схемы выдачи разрешений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
— совершенствование системы мер предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну;
— порядок доступа на совещания по вопросам, содержащим сведения, являющиеся коммерческой тайной;
— организацию и проведение деловых совещаний, переговоров и встреч с обсуждением вопросов, связанных с коммерческой тайной;
— организацию и обеспечение пропускного режима: выдача пропусков (постоянных, временных, разовых), определение порядка посещения и учета посетителей;
— определение и аттестация по режиму конфиденциальности помещений, обеспечение их защиты совместно с техническими службами и службами защиты информации;
— организацию защиты, сохранности документов (включая архивы) и ценностей в обычных и особых условиях;
— разработку, организацию и контроль системы безопасности в повседневных и особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки, проверки гос. органов и т.п.);
— оперативно-методическое руководство работами по защите информации, обрабатываемой и передаваемой с использованием технических средств.

Система внутриобъектового и пропускного режимов может формироваться как специальной (обобщенной) инструкцией, так и наборам положений и инструкций по каждой отдельной позиции.

Пропускной режим — это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты на объекты охраны, в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.
Пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности объекта любой сложности. С этих позиций он представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы охраны.

Основные положения

Пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения пропускного режима должно проводиться служебное расследование. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия.

Обязанности охраны по обеспечению пропускного режима определяются в инструкции и должностных обязанностях охранников. Как правило, эти инструкции являются приложениями к договору на охрану объекта.

Осмотр документов.

Осмотр документов начинается с изучения его содержания. При этом проверяется правильность сведений в документе, внимательно прочитываются основной текст, дополнительные надписи, резолюции и пометки. Проверяется наличие необходимых реквизитов, их взаимное соответствие. Одним из приемов выявления противоречий в документе может быть его сравнение с образцом аналогичного, правильно оформленного документа. Если документ выполнен в нескольких экземплярах, полезно сравнить между собой копии и т.д. Благодаря тщательному анализу содержания документа могут быть выявлены противоречия между изложенными в документе и общеизвестными фактами, а также обстоятельствами дела.

Признаки подчистки. При подчистке отдельные элементы письменных знаков, буквы, цифры, слова и даже целые тексты удаляют путем стирания резинкой и другими эластичными материалами или путем выскабливания острыми предметами.

Признаки травления. При травлении текст частично или целиком удаляется путем воздействия на него определенными химическими реактивами. Краситель записей и некоторых реквизитов иногда растворяется, обесцвечивается, смывается.

Признаки дописки, допечатки, замены листов, вклейки. Признаки дописки: 1) различия в общих и частных признаках почерка, наблюдаемых в основном тексте и дописке; 2) неравномерный разгон и темп письма дописанных знаков, слов, строк по сравнению с почерком, которым выполнен первоначальный текст: дописка часто выполняется более сжатым почерком и в замедленном темпе даже лицом – исполнителем основного текста; 3) различия в оттенке красителя дописки и первоначальных записей; 4) различия в ширине штрихов; 5) расплывы краев штрихов чернил, если дописка расположена на месте имеющейся складки документа или на месте подчистки; 6) смещение дописанных элементов по вертикали или горизонтали относительно первоначальных записей в документах, выполненных под копирку в нескольких экземплярах.

Признаки технической подделки подписи в документе. Подписи подделываются путем подражания почерку лица, от имени которого они выполняются, или с помощью технических приспособлений.
3. Тактика действий при задержании лиц, совершивших противоправное посягательство  на охраняемое имущество либо нарушающих внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, и при передаче задерживаемых в органы внутренних дел (полицию).

При совершении преступления на охраняемом объекте охранник обязан:
  1) принять решительные меры к пресечению преступления;
  2) организовать задержание преступника;
  3) оказать помощь пострадавшим и при необходимости вызвать скорую помощь;
  4) по возможности установить свидетелей (очевидцев);
  5) обеспечить охрану места происшествия;
  6) сообщить о происшествии в орган милиции, администрации объекта и своему руководству.

  Последовательность действий зависит от характера совершённого преступления, количества охранников и других обстоятельств. Главная их задача — лишить преступника возможности продолжить противоправные действия и его задержание.

 Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Доставление задержанных.

  В соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения, и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

   Охранник, принимая решение о задержании, должен чётко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический приём задержания.

При этом необходимо учитывать:
  — личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан;
  — вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников будет оказано сопротивление;
  — возможность вооруженного сопротивления или нападения;
  — условия и правовые основания применения огнестрельного оружия и специальных средств.

4. Особенности охраны объектов социальной сферы, жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, топливно-энергетического комплекса.

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом требований законодательства РФ о транспортной безопасности.

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания.

Объект жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации - это

предприятие, организация, учреждение, деятельность которого направлена на решение вопросов первоочередного жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени.

Категория охраняемого объекта: Комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную (например, культурную) значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны;

Особо важный объект: Объект, значимость которого определяется органами государственной власти или местного самоуправления в целях определения мер по защите интересов государства, юридических и физических лиц от преступных посягательств и предотвращения ущерба природе и обществу, а также от возникновения чрезвычайной ситуации;

Объект жизнеобеспечения: Совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и др.);

Объект повышенной опасности: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;

Рубеж охранной сигнализации: Шлейф или совокупность шлейфов сигнализации, контролирующих охраняемые зоны территории, здания или помещения (периметр, объем или площадь, ценности или подходы к ним) на пути возможного движения нарушителя к материальным ценностям, при преодолении которых выдается соответствующее извещение о проникновении;

Техническое средство охраны: Конструктивно законченное, выполняющее самостоятельные функции устройство, которое входит в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта;

Отличительной особенностью объектов обеспечения жизнедеятельности, является то, что совершение на них террористических акций приводит, как правило, к большим разрушениям и человеческим жертвам.

1. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ С УЧЕТОМ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ ПРИЗНАКОВ

Данный алгоритм организации охраны и обеспечения безопасности на объектах образования разработан сотрудниками Управления вневедомственной охраны Главного управления внутренних дел по Свердловской области с учетом требований руководящих документов и законодательства Российской Федерации.

Охрана объектов должна организовываться исходя из принципов соблюдения прав и законных интересов граждан, обеспечения надежной защиты объектов от противоправных посягательств путем комплексного использования физических и технических сил и средств, а также с учетом специфики объекта, принимаемого под охрану.

Физические виды охраны выбираются с учетом состояния инженерно - технической укрепленности объекта и используемых технических средств охраны.

Рекомендуемая примерная схема организации охраны объектов может быть дополнена с учетом местных условий, возникновения новых особенностей, не нашедших отражения в данных методических рекомендациях.

Организация охраны и обеспечение безопасности образовательных учреждений (дошкольные учреждения, училища, школы, школы-интернаты, учреждения дополнительного образования, ВУЗы):

- организация службы постами охраны, при необходимости охрана по периметру объекта и путем патрулирования места расположения объекта и прилегающей территории;

- организация пропускного и контрольно-досмотрового режимов, (запрет на въезд на территорию объектов указанной категории автотранспорта без специального разрешения администрации образовательного учреждения);

- организация контроля соблюдения мер и правил противопожарной безопасности;

- персональный отбор сотрудников охраны (из числа наиболее подготовленных и изучивших требования нормативных правовых актов, регламентирующих правила обращения с огнестрельным оружием специальными средствами, а также общения с детьми);

- оснащение средствами громкоговорящей связи;

- организация и проведение периодических тренировок по эвакуации персонала и детей из здания при возникновении чрезвычайных происшествий различного характера (пожар, угроза взрыва, землетрясение и т. п.);

- техническая укрепленность учреждений образования, принимаемых под вневедомственную охрану, должна соответствовать требованиям руководящего документа МВД России РД 78.36.003-2002;

- техническими средствами охранной сигнализации в обязательном порядке должны быть оборудованы помещения с компьютерной и другой дорогостоящей техникой, кабинеты администрации учреждений, а также другие уязвимые места;

- оснащение постов охраны средствами экстренного вызова милиции (с помощью специального радиобрелока, сигнал тревоги можно подать, находясь не только в здании образовательного учреждения, но и на прилегающей территории);

- для эффективного обеспечения охраны образовательных учреждений охранник должен иметь на посту видеомонитор, позволяющий визуально наблюдать за всеми помещениями и прилегающей территорией, телевизионные камеры, демонстративно установленные на объекте, могут отпугивать потенциальных преступников, скрытое наблюдение дает возможность визуально контролировать ситуацию на объекте и проследить за действиями нарушителя;

- установка системы контроля доступа, обеспечивающего блокировку возможных путей несанкционированного проникновения, а также использование металлодетекторов арочного типа, реагирующих на проносимое оружие и взрывные устройства

- в сельской местности оборудование школ средствами автономной сигнализации с использованием аппаратуры, позволяющей передавать тревожные сообщения по радиоканалу или проводной связи в территориальные подразделения органов внутренних дел, сигнал тревоги также подается световыми и звуковыми оповещателями (сирены, звонки, лампы), привлекая внимание находящихся поблизости граждан.
 

Оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Требования к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

После внесения в 2014 году существенных изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и в статью 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в правоприменительной практике возникает немало вопросов, которые неодинаково решаются контролирующими, надзирающими и судебными органами.

Многие эксперты считают, что складывающаяся ситуация порождает на практике конфликтные ситуации, влечет необоснованное ущемление прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве обеспечения транспортной безопасности. 

Право на охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств частными охранными организациями прямо предусматривает часть 6 статьи 11 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которой они вправе оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

                Указанная норма законодательно закрепила право частных охранных организаций оказывать охранные услуги, предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств и тем самым сняла ограничения на охрану объектов, установленные пунктами 15 и 18 Приложения 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587. 

Предоставляя право частным охранным организациям на оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, часть 6 статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержит условие, согласно которому при оказании указанных услуг должны учитываться требования законодательства о транспортной безопасности. 

Федеральный закон «О транспортной безопасности» не содержит ни одного требования, которое бы касалось частной охранной деятельности. Кроме того, их и не должно быть в указанном законе, так как он регулирует правоотношения в сфере обеспечения транспортной безопасности и касается только субъектов обеспечения транспортной безопасности, к числу которых частные охранные организации, как и ведомственная охрана не относятся. 

Оказывая охранные услуги на объектах транспорта, частные охранные организации осуществляют охранную деятельность, а не деятельность по обеспечению транспортной безопасности и поэтому на них не могут распространяться требования, предъявляемые к субъектам обеспечения транспортной безопасности.

С учетом изложенного, частным охранным организациям для оказания охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры нет никакой необходимости сдавать лицензию и перерегистрироваться в качестве юридического лица, предусмотренного Федеральным законом «О транспортной безопасности», а также приобретать статус субъекта обеспечения транспортной безопасности. 

Охранная деятельность и деятельность по обеспечению транспортной безопасности - это различные по своим целям, задачам и назначению виды деятельности.

Их смешение по существу является одной из основных причин неправильного толкования законодательства в сфере транспорта и охранного законодательства и следствием возникновения проблемы – кто вправе охранять объекты транспорта.

Деятельность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляют субъекты транспортной инфраструктуры. Она направлена на реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. 

Охранная деятельность осуществляется ведомственной и частной охраной в соответствии с законодательством, регламентирующих их деятельность. Поэтому субъекты транспортной инфраструктуры (собственники) не вправе заниматься охранной деятельностью, они могут лишь заключить договор на охрану с ведомственной или частной охраной в соответствии с законодательством, регламентирующим их деятельность, и тем самым реализовать систему установленных государством правовых мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности. 

Выводы:  
1. Оказание охранных услуг частными охранными организациями на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств правомерно. Для этого им не требуется проходить аккредитацию, осуществлять переобучение и аттестацию своих работников, а также выполнять другие требования, установленные Федеральным законом «О транспортной безопасности» для субъектов транспортной инфраструктуры и юридических лиц, относящихся к подразделениям транспортной безопасности.

2. Требования Федерального закона «О транспортной безопасности» распространяются лишь на субъекты транспортной инфраструктуры и юридические лица, относящиеся к подразделениям транспортной безопасности.

3. Деятельность по обеспечению транспортной безопасности и частная охранная деятельность – это различные и самостоятельные виды деятельности, которые отличаются по видам субъектов, правовому регулированию, целям и задачам.
 
4. Подразделения транспортной безопасности не вправе осуществлять охранную деятельность. Для этих целей субъекты транспортной инфраструктуры вправе заключать гражданско-правовые договоры с частными охранными организациями или привлекать ведомственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.Частные охранные организации, как и ведомственная охрана, не являются и не могут являться субъектами обеспечения транспортной безопасности, так как они, осуществляя охранную деятельность, лишь учитывают требования законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.  

Тема №2. Защита жизни и здоровья граждан

Изучаемые вопросы:

1. Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Запрет на выдачу оружия при осуществлении данного вида услуг.

2. Тактика осуществления защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на стационарных объектах.

3. Особенности осуществления защиты жизни и здоровья граждан в общественных местах.

1. Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Запрет на выдачу оружия при осуществлении данного вида услуг.

Этот вид охраны, хотя, как правило, идет в качестве дополнительной услуги к охране объектов и (или) имущества, требует заключения отдельного договора.

Неправильно при заключении договора защиты жизни и здоровья граждан в должностных обязанностях охранника прописывать оказание иных услуг (например, водитель-охранник).

Следует помнить, что этот вид охраны не предусматривает оказания услуг с использованием оружия.

Оказывая услуги по защите жизни и здоровья граждан, частные охранники имеют право применять специальные средства «...для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоро­вью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угро­жающего жизни и здоровью охраняемых граждан...» (ст.17 Закона).

Договор об оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан заключается между охранной организацией и гражданином в соответствии с общими требованиями к такого рода договорам. В соответствии с общими рекомендациями предметом договора должен быть тот вид охранных услуг, который предусмотрен статьей 3 Закона <О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации>, в данном случае защита жизни и здоровья гражданина.

Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении частной охранной деятельности в соответствии с п.п. п.4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г. № 600, является наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность.
Согласно ч.4 ст.12 Закона РФ от 11.03.1992 г. 2487-1 <О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации> заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями ст.9 Закона.

В договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе:
— номер и дата выдачи лицензии охранного предприятия;
— содержание поручения;
— срок выполнения поручения;
— ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги;
— меры ответственности сторон;
— дата заключения договора.

Кроме того, в договоре должна быть предусмотрена обязанность частного охранного предприятия представить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного охранного предприятия. Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия в течение трех лет.

Договор об оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан заключается между охранной организацией и гражданином в соответствии с общими требованиями к такого рода договорам. В соответствии с общими рекомендациями предметом договора должен быть тот вид охранных услуг, который предусмотрен статьей 3 Закона <О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации>, в данном случае защита жизни и здоровья гражданина.

При заключении договора необходимо согласовать с охраняемым лицом следующие основные вопросы:
— порядок работы;
— порядок обеспечения исполнителя необходимой информацией, в том числе о событиях, влияющих на степень безопасности охраняемого лица;
— места постоянного пребывания охраняемого лица и основные маршруты следования;
— способы взаимодействия в критических ситуациях.

Одним из вопросов, который часто встречается на практике, является вопрос о том, имеет ли право руководитель организации заключить договор на охрану жизни и здоровья своих сотрудников. Довольно часто складывается ситуация, когда руководитель фирмы, понимая, что одним из условий обеспечения безопасности фирмы, является обеспечение безопасности ключевых фигур (сам руководитель компании, его заместитель, главный бухгалтер и т.д.), выражает желание заключить договор об их охране в определенное время, либо в определенной ситуации. Однако в соответствии с требованиями статьи 9 Закона <О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации> охранное предприятие обязано иметь письменный договор с каждым из своих клиентов.

2. Тактика осуществления защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на стационарных объектах.

  Посягательство на объекты является противоправным (умышленным или неосторожным) действием или бездействием, за которое законодательством предусмотрена административная или уголовная ответственность.
  К основным видам преступных посягательств на объекты относятся: хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств, уничтожение и повреждение имущества, а также незаконное проникновение на охраняемый объект посторонних лиц.
  Проникая па охраняемый объект, постороннее лицо, кроме потенциальной возможности нанесения ущерба, нарушает правила пропускного и внутриобъектового режимов, подвергает себя и других людей опасности травмирования. Поэтому своевременное обнаружение и задержание его является важной обязанностью сотрудника охраны.
  Основными действующими лицами, участвующими в правонарушениях на объектах, являются: случайные люди (прохожие), хулиганы и злоумышленники.
  К последней категории относятся лица, совершающие действия целенаправленно с умыслом обогащения. Ими могут быть: работники предприятия, преступные элементы и антисоциальные личности.
  Если объект не огражден, не освещён, везде безхозно валяются товарно-материальные средства, сразу же проявляются случайные люди (прохожие), которые не прочь поживиться бесхозным имуществом.
  В связи с угрозой террористического акта не исключена возможность появления на объекте и такой категории правонарушителей, как террористы. Поэтому главным в борьбе против них будет бдительность охраны, регулярный осмотр охраняемой территории на предмет обнаружения посторонних предметов, недопущения на объект посторонних лиц.
  В целях обеспечения сохранности объекта, его материальных ценностей, для пресечения посягательства извне необходимо предусмотреть комплекс оперативно-режимных мероприятий и инженерно-технических действий.
  Способы противодействия посягательствам на здания и помещения предприятия или фирмы в основном определяются самими видами и методами посягательств и зависят от состояния режима и сил, его обеспечивающих.

  При охране объектов, как правило, используется два вида постов стационарный (внутренний) и обходной пост (патрулирование). Охрана с этих постов осуществляется в случаях, когда сложно подключить охраняемые помещения на пульт. Посты также могут выставляться для усиления уже имеющейся охраны. При выставлении постов необходимо обеспечить:
  * полный контроль за охраняемым зданием, помещением, территорией;
  * возможность визуального контроля;
  * возможность взаимодействия с соседними постами;
  * радиосвязь между охранниками и со старшим смены.

  Внутренняя безопасность. Внутренняя территория объекта и здания (кабинеты руководящего состава, бухгалтерия и пр.) требуют дополнительной защиты, это — инфракрасные, пространственные детекторы, микроволновые устройства малого радиуса действия, автоматические камеры скрытого наблюдения, импульсные устройства, металлодетекторы и различные системы сигнализации.
  Особое внимание уделяется охране особо защитных зон и помещений. Для доступа на эти объекты должна быть установлена особо жесткая система контроля персонала.
  При попытках несанкционированного проникновения в эти помещения должна срабатывать система сигнализации.
  Использование технических средств предусматривает одно- или многорубежную охрану с центральным пультом наблюдения, который целесообразно устанавливать в комнате служебного наряда или на КПП, если таковой имеется.

Охрана доступа. Чтобы исключить проникновение в здание или помещение посторонних лиц, организуется пропускной режим, круглосуточный, выборочный или периодический. Пропускной режим, а также порядок ежедневного приема определяются руководством предприятия и осуществляются службой охраны.
  Как показывает практика, охрана наиболее уязвима в момент проверки документов у посетителей. Участвуя в проверке документов, необходимо соблюдать определенные меры безопасности:
  * поздороваться и представиться, по психологическому состоянию, поведению и движениям, а также по внешнему виду и другим признакам пытаясь распознать злоумышленника;
  * отойти от подозреваемого на дистанцию, обеспечивающую своевременную реакцию при попытке нападения, и попросить предъявить документы, подтверждающие его личность;
  * документ необходимо брать в развернутом виде, стараясь не ронять его, не мять или делать на нём пометки;
  * при провокационном поведении подозреваемого (реплики, вызывающее поведение) стараться своим дружелюбием погасить возникающий конфликт.

  При допуске в офис работников правоохранительных органов сотрудник охраны должен иметь возможность проверить у них документы и доложить об их приходе своему руководству. Кроме служебного удостоверения, работники правоохранительных органов должны иметь юридический документ, подтверждающий полномочность их действий (постановление следователя, судебное решение). При незаконных действиях работников правоохранительных органов сотрудник охраны обязан предупредить их о том, что их действия будут обжалованы.

  При наличии у прибывших документов на принудительный привод, задержание или арест кого-либо из персонала фирмы необходимо сразу же сообщить об этом своему руководству, связаться с соответствующими правоохранительными органами и выяснить, на основании чего и кем выдан документ, кем была дана санкция. Если все в порядке, то необходимо подчиниться органам власти.

3. Особенности осуществления защиты жизни и здоровья граждан в общественных местах.

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132  Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

- правовое регулирование;

- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

- применение специальных экономических мер;

- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;

- организацию научной деятельности;

- координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;

- международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности                          Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) добровольности;

2) законности;

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

  1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Тема №3. Тактика и методы обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий

Изучаемые вопросы:

1. Понятие «массовые мероприятия», виды массовых мероприятий.

Принципы организации охраны массовых мероприятий. Организация и осуществления охраны при подготовке, во время проведения и после окончания массовых мероприятий.

2. Порядок действий в нестандартных и конфликтных ситуациях.

3. Тактика действий при оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающей территории. Тактика действий при совместном патрулировании и работе на объектах, в том числе с сотрудниками полиции, а также военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии.  

1. Понятие «массовые мероприятия», виды массовых мероприятий.

Принципы организации охраны массовых мероприятий. Организация и осуществления охраны при подготовке, во время проведения и после окончания массовых мероприятий.

Под массовыми мероприятиямиследует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

- большое количество людей;

- организованность действий;

- наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам:по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

По содержанию и направленности массовые мероприятия можно разделить на:

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия,когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:
Сабантуй, Акатуй и др.).

Периоды подготовки по обеспечению охраны порядка и безопасности проводимого мероприятия : Подготовительный период- начинается с момента заключения договора на оказание охранных услуг. Подготовительный период включает в себя:

⚫ уточнение программы мероприятия, место, время и порядок его проведения, возможное количество и состав участников;

⚫ осуществление комиссионного обследования места проведения мероприятия с организаторами и представителями заинтересованных ведомств на определение пригодности его к организации надлежащей охраны, выявлению недостатков и их устранению;

 ⚫ изучение особенности территории маршрутов движения транспорта и пешеходов; -определение пунктов сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, а также границы зон, секторов, участков;

 ⚫ определение необходимого количества сил и средств для организации охраны, мест размещения резерва личного состава охраны.

На основании полученных данных и расчетов службой охраны разрабатывается план по организации охраны порядка и общественной безопасности на мероприятии.

Исполнительный период – охватывает действия охраны непосредственно при проведении мероприятия:

-осуществление пропускного режима;

 -контроль за посетителями мероприятия, путем визуального наблюдения, с помощью средств видеонаблюдения;

-пресечение фактов нарушения общественного порядка и удаление из зоны оцепления неорганизованного населения;

 -охрана одежды, вещей участников мероприятия и их автомашин;

 -выявление на объекте охраны предметов, которые могут являться источником опасности для присутствующих на мероприятии;

-введение ограничения движения транспорта и пешеходов в зону оцепления; Заключительный период- включает:

-снятие введенного ограничения движения транспорта и пешеходов;

-сбор личного состава службы охраны;

-осуществление контроля за выходом участников мероприятия, гостей, зрителей, выезда транспорта с охраняемой территории;

 -проведение итоговой зачистки территории, помещений.

Зачистка проводится с целью предупреждения не предвиденных обстоятельств (поиск злоумышленников или взрывоопасных предметов), обнаружения забытых участниками мероприятия вещей, предметов и т.п.;

-подведение итогов по результатам несения службы.

2. Порядок действий в нестандартных и конфликтных ситуациях.

Прядок действий охраны в нестандартных и конфликтных ситуациях. Самый разумный выход не допускать возникновения не стандартных и конфликтных ситуаций, для этого необходимо устранить условия, создающие чувства социальной не удовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности. Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать нестандартные и конфликтные ситуации, необходимо по возможности применить меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте (образования недовольной толпы). Нужно временно изолировать неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков от образовавшейся недовольной толпы, лучший предлог, к примеру -это якобы участие лидеров в переговорах с организаторами, проводимого мероприятия.

Техническое  оборудование используемое при проведении мероприятия ограждение, металлические барьеры, оцепление из сотрудников службы охраны, Источники опасности при проведении массового мероприятия:

 а) агрессивно-настроенная толпа,

б)лица нарушающие общественный порядок,

 в) подозрительные и неадекватно ведущие себя граждане.

 Возможные объекты посягательства со стороны противоправных элементов:

 -организаторы мероприятия, участники,

 -зрители, охраняемые лица, представители исполнительной власти,

-помещения, стадионы, культурно-развлекательные центры, различные строения и т.п.

Тема №4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентом по вопросам правомерной защите от противоправных посягательств.

Изучаемые вопросы:

1. Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Предмет договора.

2. Особенности консультирования и подготовки рекомендация по вопросам обеспечения защиты имущества от противоправных посягательств.

Особенности консультирования и подготовки рекомендация по вопросам обеспечения личной безопасности.

1. Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Предмет договора.

Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств относится к виду услуг, которыми охранники 4,5,6 разрядов самостоятельно заниматься не могут. Для ведения данного вида деятельности в штате частная охранная организация должна иметь специалистов (консультантов), которые могли бы не только дать юридическую оценку противоправного посягательства, но и могли бы объяснить, как правомерно защититься от противоправного посягательства.

 Виды услуг, предоставляемые в ходе консультирования и подготовки рекомендаций клиентам:

 • подготовка рекомендаций по вопросам: правомерной защиты от конкретных противоправных посягательств, личной безопасности клиентов;

 • правового обеспечения предпринимательской деятельности и обеспечения ее безопасности; защиты личного имущества клиента, собственности организации, учреждения, предприятия;

• проведение экспертиз безопасности объектов и выработка рекомендаций по организации их охраны;

 • оказание помощи клиентам в создании собственных частных охранных организаций, в организации и осуществлении охранных и режимных мероприятий;

• обеспечение безопасности и порядка при проведении клиентами массовых мероприятий (к примеру собрание акционеров);

• применение технических средств защиты жизни и здоровья клиента и его собственности;

• проверка кадров и оказание содействия в их подборе.

Предоставляемые виды услуг не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Этапы консультирования: подготовка, оценка ситуации, планирование решения проблемы, внедрение предложений, завершающий этап.

                 Особенности предъявляемые к договору на оказание услуг:

 -договор заключается в письменной форме с каждым заказчиком отдельно;

-в договоре отражаются сведения о договаривающихся сторонах, номер, дата выдачи лицензии на данный вид деятельности, содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг и акт о выполнении работ.

 Оценка ситуации- начинается со сбора фактов, которые необходимы для проведения анализа образовавшейся проблемы у заказчика, выявление причины и условий, которые послужили созданию конфликтной ситуации (проблемы), а так же выявление всех лиц, которые вовлечены в сложившуюся конфликтную ситуацию.

сигнализации) и обучении персонала (например, обучение работников охраны действиям при срабатывании сигнализации).

 Завершающий этап- включает в себя представление клиенту отчета о проделанной работе, окончательную оценку оказанных услуг и расчет по обязательствам. Заключительный отчет содержит ответы на все вопросы, имеющиеся в договоре. Отчет представляется в письменном виде. К договору также прилагается уточненный расчет оказанных услуг и расчет расходов частного охранного предприятия.

2. Особенности консультирования и подготовки рекомендация по вопросам обеспечения защиты имущества от противоправных посягательств.

Особенности консультирования и подготовки рекомендация по вопросам обеспечения личной безопасности.

                Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Частные охранные организации в соответствии со статьей З   Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказывают этот вид услуг - «Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств».

Чем вызвана потребность в таком виде охранных услуг?

Часто, кроме достаточно объективных причин (сложная экономическая ситуация, ненадежность партнеров, зачастую далекие от закона действия конкурентов, криминальная обстановка, отсутствие или недостоверность информации), в значительной мере осложняющих работу любого предпринимателя, предприятия, мы и сами усугубляем ситуацию неэффективным использованием защитной техники и спецсредств из-за незнания или недоверия к ним, а иногда и вследствие их отсутствия. И когда проблемы накапливаются, становится понятно: чтобы разобраться с ними необходима консультация специалиста.

Консультативная деятельность в сфере обеспечения безопасности заключается в ознакомлении заинтересованного лица с соответствующими положениями законодательных и иных нормативных актов, их разъяснении, подготовке проектов документов правового характера, а также в определении возможностей правомерной защиты личности и предпринимательской деятельности.

Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств - это вид услуг, способствующий более безопасному и эффективному ведению бизнеса.

Консультирование может быть постоянным или носить разовый характер. Оно может быть, как устным, так и с оформлением протокола, акта и т. п, где будут даны соответствующие письменные расчеты и рекомендации. Как правило, не сложные консультации носят устный характер и могут подкрепляться ознакомлением клиента с различными памятками, или материалами.

Основные направления работы по консультированию клиентов:

1) предотвращение причинения ущерба здоровью и жизни людей

2) защита законных интересов клиентов в ходе их деятельности, в том числе:
-   консультирование по действующему российскому законодательству;
-   помощь в подборе, расстановке, проверке на надежность персонала фирмы и охранников;
-   получение информации о возможных преступных намерениях в отношении охраняемого объекта;
-   создание вокруг клиента отлаженной системы противодействия неблагоприятным воздействиям;

3) мероприятия по защите имущества клиентов путем анализа возможных угроз, выработки рекомендаций по защите, в том числе проектирования и оптимизации деятельности управленческих структур фирмы (должностные инструкции, положения, регламенты, штаты и т.п.);

4)  обеспечение комплексной и технической безопасности охраняемых объектов с помощью экспертизы и выработка рекомендаций по безопасности:
-  оценка защищенности территории и помещений;
-  разработка концепции защиты объекта;
-  организация работы по техническому оснащению объекта;
-  защита объекта от утечки информации;
-  режимные мероприятия и организация работ по выявлению признаков подготовки преступления против объекта;

5) сопровождение предпринимательской и иной деятельности клиента. Сразу надо сказать, что это направление носит творческий и индивидуальный характер. Оно не очень афишируется частными охранными организациями, тем более не раскрываются методики работы;

6) изучение социально-психологического климата в коллективах, его особенности, влияние на вопросы безопасности;

7) оказание помощи в отборе кандидатов на работу в профессионально-психологическом, правовом плане, в т. ч. и для структур, чья деятельность связана с риском для психического и физического здоровья;

8) помощь в преодолении психологических проблем взаимодействия человека и техники и т.д.

Большинству охранных организаций это не под силу. Вот почему такой вид охранных слуг не-достаточно развит и для многих частных охранных предприятий не является профильным.

Как уже говорилось выше, рекомендации клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств носят, как правило, индивидуальный, творческий характер. Они зависят от профессионализма представителей охранного предприятия, их технической оснащенности, от заказа клиента, его финансовых возможностей.

На характер рекомендаций влияет также отношение заказчика к их практическому выполнению. Но в любом случае они должны как можно более полно соответствовать предъявляемому заказу. И конечно, рекомендации  даются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.

Тема №5. Охрана объектов и (или) имущества на объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Изучаемые вопросы: 

1. Условия осуществления данного вида деятельности, охрана объектов и (или) имущества на объектах.

Осуществление проектирования, монтаж и эксплуатационное обслуживания технических средств охраны.

2. Особенности организации охраны с применением технических средств охраны, пожарной и тревожной сигнализации.

Особенности действий охранников, обеспечивающих оказание данного вида услуг.    

1. Условия осуществления данного вида деятельности, охрана объектов и (или) имущества на объектах.

Осуществление проектирования, монтаж и эксплуатационное обслуживания технических средств охраны.

Постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. N 498
"О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"

Перечень
видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию

1. Средства аудио- и видеонаблюдения

2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации

3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа

4. Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте

5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Этап проектирования системы безопасности - наиболее важный период, в течение которого закладываются все основные функции и структуры системы безопасности. На этом этапе проводится обследование объекта, целями которого являются:

- изучение на месте характеристик объекта, определяющих его устойчивость к предполагаемым преступным посягательствам и возможным чрезвычайным ситуациям;

- определение комплекса мероприятий и разработка технических предложений по организации охраны объекта с учетом сформированных типовых решений, обеспечивающих достаточную безопасность.

По результатам обследования разрабатывается техническое задание на проектирование комплекса технических средств охраны. Обследование объекта проводится межведомственной комиссией (МВК в составе представителей администрации (или службы безопасности) объекта, подразделения вневедомственной охраны, госпожнадзора и, при необходимости, других заинтересованных организаций. Проектирование, подготовка и выполнение работ должны осуществляться строго в соответствии с нормативно-техническими документами.

2. Особенности организации охраны с применением технических средств охраны, пожарной и тревожной сигнализации.

Особенности действий охранников, обеспечивающих оказание данного вида услуг.    

Главную роль в обеспечении комплексной безопасности объекта играют технические средства охранно-пожарной сигнализации (ТС ОПС) и средства технической укрепленности. Правильный выбор и применение ТС ОПС и средств технической укрепленности на объекте позволяет обеспечить достаточно высокую надежность защиты объекта от всех возможных внутренних и внешних видов угроз и опасных ситуаций.

Выбор варианта оборудования объекта ТС ОПС и средствами технической укрепленности определяется характеристиками значимости помещений объекта, его строительными и архитектурно-планировочными решениями, условиями эксплуатации и обслуживания, режимом работы, помехами, возникающими на объекте, и многими другими факторами, которые необходимо учитывать при проектировании комплексной системы безопасности.

  Технические средства охраны применяются в целях повышения надежности охраны объектов и сокращения численности охраны. Они включают: периметровые и объектовые средства обнаружения, технические средства предупреждения и воздействия, аппаратуру сбора и обработки информации, средства управления (контроля) доступом на объект, технические средства наблюдения, системы электропитания, кабельные и проводные линии, средства связи системы охраны объектов, а также средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны.

Надежность охраны объектов с применением технических средств охраны достигается: правильным выбором типа технических средств охраны и использованием их в комплексе с инженерными заграждениями и сооружениями на постах; скрытностью проводимых мероприятий по установке средств охраны и их маскировкой; ограничением круга лиц, допущенных к их установке и эксплуатации; закреплением технических средств охраны за конкретными должностными лицами; высоким качеством монтажа, постоянным обслуживанием и контролем за их состоянием; бдительностью и своевременностью действий личного состава караула при срабатывании технических средств охраны.

Тип и количество применяемых на объекте технических средств охраны определяются в зависимости от его важности, физико-географических, эксплуатационных и других особенностей.

Охрана и оборона объектов, оборудованных техническими средствами охраны, могут осуществляться с выставлением охранников, способом дежурства контрольно-охранных групп или смешанным способом. Способ дежурства контрольно-охранных групп является основным.

Смешанный способ охраны объектов заключается в сочетании способа дежурства контрольно-охранных групп с одновременным выставлением охранников на отдельные участки периметра или на посты у зданий (помещений).

Пожарная сигнализация - комплексная система для обнаружения пожара и оповещения о возгорании пожарной службы.

Базовые элементы пожарной сигнализации:

  • пожарные извещатели;
  • цепи и источники питания;
  • приёмно-контрольные устройства;
  • линии связи.

Тревожная сигнализация — это комплекс устройств, которые отвечают за передачу сигнала о нападении.

Предназначение:

Главное предназначение тревожной сигнализации — это вызов группы немедленного реагирования (далее ГНР) при нападении на охраняемую территорию или объект.

«Тревожная кнопка» и «тревожная сигнализация» — разные понятия!

Многие считают, что «тревожная кнопка» и «тревожная сигнализация» — это одно и то же, но нет.

Тревожная кнопка — это извещатель, который приводится в действие нажатием и является частью тревожной сигнализации. Что такое тревожная сигнализация вы уже знаете. Не путайте эти понятия. Они не являются синонимами.

Необязательно устанавливать тревожную кнопку, можно использовать любой другой извещатель.

Тема №6. Действия сотрудника охраны в экстремальных ситуациях.

Изучаемые вопросы:

1. Общая последовательность действий на месте происшествия.

2. Действия при пожарах, технических авариях. природных и техногенных катастрофах.

Действия при совершении преступлений и административных правонарушений на объекте охраны.  

1. Общая последовательность действий на месте происшествия.

Охранник на месте происшествия должен запомнить и сделать, по возможности необходимые записи об обстоятельствах сопутствовавших преступлению и которые с течением времени могут исчезнуть или измениться (запахи, состояние погоды, направление ветра, характер освещения и т. п.).

Частные охранники после происшествия или в ходе его обязаны:

- действовать в соответствии с законами Российской Федерации и своими должностными инструкциями, определяющими их правовое положение и обязанности на охраняемом объекте.

- сообщить в правоохранительные органы, если это требуется законодательством о происходящих или готовящихся правонарушениях.

- вызвать, если нужно, подкрепление,

-доложить о происшедшем оперативному дежурному или руководству своей организации и организации, заключившей договор об охране.

-  если необходимо – оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь.

- переписать установочные данные свидетелей (паспортные данные, телефон). организовать охрану места происшествия действовать по указаниям руководителя оперативно-следственной группы

2. Действия при пожарах, технических авариях. природных и техногенных катастрофах.

Действия при совершении преступлений и административных правонарушений на объекте охраны. 

При выполнении охранных функций, каждый охранник должен осознавать, что ситуация на объекте (посту) может осложниться в любой момент, поэтому ему необходимо быть максимально собранным, бдительным и готовым к решительным и активным действиям по пресечению противоправных посягательств и защите охраняемого имущества. Чрезвычайные ситуации опасны прежде всего тем, что они чаще всего внезапны. Чтобы защита была эффективной, охранник должен иметь конкретный план реагирования, пригодный для той или иной нештатной ситуации и заранее быть готовым к любому развитию событий. Алгоритм действий охранника в каждой экстремальной ситуации, имеет ряд характерных особенностей, зависящих от источника угрозы. Но, прежде чем предпринимать меры по локализации угроз, охраннику следует сообщить о происшествии в соответствующие оперативные службы экстренной помощи (пожарной охраны, МЧС, полиции, скорой медицинской и др.), телефоны которых каждый охранник должен знать наизусть. Если на объекте есть тревожная кнопка вызова наряда вневедомственной охраны или ГБР, нужно обязательно воспользоваться ею. Только после этого, убедившись, что помощь скоро прибудет, нужно предпринимать активные действия.

Если объект охраняет дежурная смена, состоящая из нескольких охранников,  то при наступлении чрезвычайных событий, по команде «старшего», охранники должны перегруппироваться таким образом, чтобы одна часть сил была направлена на локализацию опасной ситуации, а вторая часть  - на усиление охраны объекта, блокировку проходов / проездов, недопущение посторонних лиц.

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ОХРАНЯЕМОМ ОБЪЕКТЕ ЧАСТНЫЙ ОХРАННИК О Б Я З А Н:

1. При получении предупредительного сигнала «Внимание всем» по общегородской системе оповещения (завывание сирен, гудки автомобилей) –немедленно включить приемник городской сети радиовещания.

2. Довести информацию о случившемся руководству объекта, оперативному дежурному охранного предприятия и взаимодействующим организациям, согласно схемы оповещения.

При угрозе химического заражения (подхода облака, зараженного АХОВ)

a. Организовать наблюдение за обстановкой в районе объекта. Оповестить и привести сотрудников в готовность к возможным действиям в условиях ЧС, сократить до минимума присутствие на объекте посетителей

b. Организовать выдачу сотрудникам средств индивидуальной защиты (СИЗ) (по команде руководства объекта)

c. Подготовиться к возможной герметизации помещений объекта, отключению вентиляции и кондиционеров, создать на объекте запас воды или готовиться к экстренной эвакуации

d. Подготовить медикаменты и имущество для оказания первой медицинской помощи пострадавшим

При угрозе радиоактивного заражения

a. Постоянно прослушивать городские программы радиовещания и телевидения для получения информации Управления по делам ГО и ЧС по вопросам РЗМ (радиоактивного заражения местности)

b. Через Управление по делам ГО и ЧС организовать периодическое (через 1 час или другой промежуток времени) получение информации об уровне РЗМ в районе объекта

c. Выдать сотрудникам СИЗ (по команде руководства объекта), организовать, при необходимости, изготовление ватно-марлевых повязок

d. Подготовиться к отключению вентиляционных систем и кондиционеров, создать на объекте запасы материалов для герметизации помещений, запас воды в герметичной таре, быть в готовности к эвакуации

e. Организовать накопление необходимых количеств препаратов стабильного йода

f. Обеспечить постоянное взаимодействие с управлением по ГОЧС и комиссией по ЧС муниципального образования

При угрозе возникновения стихийных бедствий (резком изменении температуры воздуха, сильном ветре. ливневых дождях, снегопадах и т.п.)

a. Организовать наблюдение за состоянием окружающей среды;

b. Организовать на объекте посменное круглосуточное дежурство

c. Оценить противопожарное состояние объекта, провести мероприятия по повышению уровня готовности пожарного расчёта, противопожарной защищённости объекта, подготовительные мероприятия по безаварийной остановке работы объекта; усилить контроль за состоянием коммунальных энергетических сетей

d. Организовать взаимодействие с управлением по ГОЧС и комиссией по ЧС муниципального образования. Быть в готовности к эвакуации

При угрозе возникновения аварии на энергетических, инженерных и технологических системах

a. Оценить обстановку и её возможные последствия в случае аварии

b. Организовать наблюдение за опасным участком, вывод работников и посетителей из опасной зоны

Заполните форму и наш
Специалист свяжется с Вами!
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Контактные данные не будут использованы
для спам-рассылки и передачи третьим лицам
Заполните форму и наш
Специалист свяжется с Вами!
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Контактные данные не будут использованы
для спам-рассылки и передачи третьим лицам
Заполните форму
И наш специалист свяжется с вами.
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Контактные данные не будут использованы
для спам-рассылки и передачи третьим лицам