Тема №1. Психологические аспекты в частной охраной деятельности.
Изучаемые вопросы:
1. Психологические аспекты наблюдения. Визуальная диагностика объектов наблюдения.
2. Психологические особенности проверки документов.
3. Поведение охранников в экстремальных и конфликтных ситуациях.
1. Психологические аспекты наблюдения. Визуальная диагностика объектов наблюдения.
Психологические аспекты наблюдения.
В житейском плане принято считать, что понятие «наблюдение» связано только со зрительным восприятием - мы наблюдаем, значит смотрим
Вероятно, такая точка зрения основана на том, что до 80% информации об окружающей действительности мы получаем через зрение и лишь 20% информации мы воспринимаем через другие органы восприятия. При таком раскладе, конечно, в подавляющем большинстве случаев, в наблюдениях используется зрение.
Но в психологии под «наблюдением» понимается активная, организованная форма получения информации за какими-либо объектами, процессами, событиями и явлениями. А получать информацию, как мы понимаем, можно по разным каналам восприятия. Да и ведущая роль зрения, в определённых ситуациях может резко снижаться, вплоть до нулевой. В этих условиях приоритет в восприятии информации мы вынуждены отдавать другим органам чувств.
Представьте, что в условиях ограниченной видимости (на территории склада, где все вокруг заставлено стеллажами, коробками, конструкциями и т.д.), или в темное время суток мы проверяем охраняемый объект. Разве мы можем здесь делать упор на наше зрение? Нет. Мы перераспределяем роли своих органов чувств, и ведущую роль отдаем органам слуха. А там где темно и шумно - на что мы можем рассчитывать?
Поэтому, изначально нам нужно придти к пониманию общих характеристик нашего восприятия, независимо от того, как мы это делаем, с помощью каких органов чувств. И первым делом определимся с понятием «наблюдение» в контексте нашего восприятия:
Наблюдение может быть определёно как активная форма чувственного познания (через ощущения) окружающей действительности при непосредственном воздействии на наши органы чувств, дающая возможность накапливать эмпирические (опытные) данные, образовывать первоначальные представления (образы) об объектах наблюдения или проверять и корректировать исходные предположения (сопоставляя свойства, характеристики объектов), связанные с ними.
В зависимости от анализаторов, задействованных в данном процессе различают следующие виды восприятий: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, кинестезия (ощущения своего тела) [9, 27, 28].
Получаемая при взаимодействии с объектом информация о его свойствах (величине, форме, весе, цвете и др.) преобразуется в образ данного объекта, с которым в дальнейшем оперируют наши внимание, память, мышление, эмоции. Следует помнить, что формируемые нами образы представляют собой субъективные формы объектов, то есть формируемый образ зависит от внутреннего мира каждого конкретного субъекта (человека). Вся внешняя среда воспринимается нами через призму наших потребностей и интересов. А они у каждого человека они не только могут быть разными, но и имеют различное выражение. Поэтому разные люди по-разному воспринимают одно и то же явление или объект, а потому - как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых восприятий и, следовательно, нет одинаковых образов.
1.3. Визуальная диагностика объектов наблюдения.
Немало авторов различных публикаций, в том числе и в охранной сфере, приводят в пример физиогномику, как способ визуальной диагностики человека, для определения его психологических особенностей по признакам внешности. Действительно, связь внешности человека с его индивидуальными психологическими характеристиками была обнаружена и изучалась ещё в глубокой древности. Уже тогда люди пытались по внешности определять склонности человека, его психологические особенности и даже жизненный путь. Это нашло своё отражение в таком учении как физиогномика. В китайских летописях lll века до н.э. физиогномика упоминается как специальная отрасль медицины. И Гиппократ, а позже и Аристотель живо интересовались физиогномикой.
С большим или меньшим доверием к себе, физиогномика как учение прошла через века, и сегодня не потеряла свою привлекательность. К ней можно относиться по-разному, но важно понимать, что для использования физиогномики необходимы доскональные, глубинные знания предмета и огромный практический опыт. В противном случае, мы будем постоянно находиться в плену собственных заблуждений. Слишком много разных признаков, соотношений пропорций и других деталей, необходимо учитывать при анализе получаемой информации. Это крайне сложно даже специалистам. Поэтому предлагать охранниками использовать физиогномику для визуальной диагностики является опрометчивым шагом [22].
Гораздо целесообразнее, предложить охранникам относительно простые признаки поведения человека, по которым они могут судить о его внутреннем состоянии и прогнозировать его последующие действия. Эта простота объясняется тем, что, во-первых, все мы примерно одинаково реагируем на определённые ситуации. Мимические способы выражения удивления, радости, интереса, страха и гнева выработались у человека в процессе его эволюции. И зная, как сами реагируем на ситуацию - мы уже подсознательно можем «считывать» информацию о состоянии, в котором находится другой человек. Например, в состоянии гнева, наше лицо краснеет (багровеет), учащается дыхание, расширяются ноздри и так далее. Поэтому, наблюдая подобные проявления у другого человека, – мы можем сделать предположение об его внутреннем состоянии в данный момент. И всем нам нужно приучать себя обращать внимание, прежде всего на несущественные, малозаметные детали в поведении людей и задавать себе мысленно вопрос: «Что это значит и что за этим скрывается?». Со временем наше восприятие натренируется, и сам подход обращать на малозаметные вещи для нас станет привычным и естественным.
Во-вторых, предлагаемых признаков не должно быть много, ибо получить и возможность использовать информацию охранник должен по принципу «здесь и сейчас». И потому излишне будет приводить здесь информацию, по принципу «всё, что известно» и не имеющего прямого отношения к текущей работе охранника. В условиях скоротечности контакта с человеком, охраннику нужно суметь быстро определить его состояние и степень взаимодействия с ним. Это будет способствовать выбору более адекватных действий охранника по отношению к человеку.
Но при этом, следует неукоснительно соблюдать важное правило – нельзя руководствоваться отдельно взятым признаком или действием человека, выхваченным из контекста общей ситуации. Попытку определить состояние человека или суть его действий по каким-либо признакам без учёта общего контекста ситуации, можно сравнить с попыткой понять смысл иностранной фразы, узнав в ней лишь одно слово. То же покраснение лица может быть следствием гнева, сильного смущения или болезненного состояния человека [8].
В этой связи, мы все должны помнить, что каждое наше переживание и состояние сопровождаются целым рядом характерных признаков, и мы можем только сами, искусственно «выдернуть» какой-либо характерный признак, не обращая внимания на остальные. Это и может создать предпосылки для неверного истолкования принятой нами информации.
Вот почему в психологии не принято давать оценку личностным характеристикам человека на основе обследования его с помощью одного-двух тестов. Обычно используются несколько, взаимодополняющих тестов, и личность изучается с разных сторон.
2. Психологические особенности проверки документов.
Проверяя документы, охранники обращают внимание на общее содержание документа – в пропусках, на наличие и соответствие фотографии проверяемому человеку, на соответствие марки и госномера транспортному средству, на срок действия документа и наличия необходимых реквизитов; в товарно-транспортных накладных – на характер и количество груза, соответствие печатей, штампов, подписей должностных лиц. При возникновении каких-либо сомнений, в соответствии с действующими правилами, документы могут изыматься до выяснения всех обстоятельств.
В настоящее время злоумышленники крайне редко прибегают к ручной, поддающейся быстрому определению, подделке документов. При наличии качественной оргтехники подделка различных документов не составляет большого труда. И крупные хищения с предприятий нередко проводятся с использованием документов, не вызывающих у охранников сомнений. Это вопрос цены.
Поэтому, здесь мы рассмотрим приемы, которые используются злоумышленниками при ручной подделке документов. Наиболее распространёнными приемами являются: подчистка, травление, смывание текста, исправление и дописка записей, замена фотокарточек и отдельных частей документа. Свидетельствовать о подделке могут:
О переклейке фотокарточке в документе свидетельствуют:
О частичной замене фотокарточки свидетельствуют:
О признаках подделки печатей и штампов могут свидетельствовать:
3. Поведение охранников в экстремальных и конфликтных ситуациях.
Поведение охранников в экстремальной ситуации
Под экстремальными ситуациями в охранной деятельности принято понимать ситуации, которые выходят за рамки нормальных, привычных ситуаций, и связаны они с угрозой не только для жизни охранников, но и для жизни тех, чью безопасность призваны обеспечивать охранники. Эти ситуации могут быть различными как по источникам своего происхождения, так и по условиям протекания. Источниками происхождения экстремальных ситуаций могут быть техногенные факторы (обрушения, взрывы, пожары, аварии с радиоактивным, химическим, бактериологическим загрязнением и др.), природные катаклизмы (наводнения, ураганы, землетрясения и др.), умышленные действия людей (террористические акты, причинение вреда и т.д.),
По условиям протекания экстремальные ситуации могут возникать внезапно или ожидаемо, быть скоротечными или продолжительными, оказаться масштабными или локальными, касаться малого или большого числа лиц, и другое [18, 25].
Подобные различия отражаются на поведении людей в экстремальных ситуациях. Одно дело, когда что-то происходит внезапно, и мы реагируем спонтанно. Совсем по-другому мы реагируем при определённой своей готовности. Простой пример. Мы все, так или иначе, реагируем на сильный раздражитель, например, громкий звук. Если кто-то, внезапно хлопнет в ладоши рядом с нашим ухом - это вызовет испуг и, возможно, мы даже вздрогнем. Если хлопок будет для нас ожидаемым, т.е., мы уже знаем, что может сейчас произойти - наши реакции будут не столь явными. Примерно тоже происходит с нами в ожидаемых экстремальных ситуациях. Когда человек готовится к действию на него экстремальных факторов, он берёт свои ответные реакции под контроль, пытается прогнозировать, как он будет действовать в этой ситуации и, находясь уже непосредственно в самой ситуации, извлекает из памяти модели своих действий, которые он себе создал. Т.е., с помощью этих моделей, человек выстраивает своё поведение. В обычной жизни мы все используем такой подход, когда заранее представляем себе, «что должно произойти?» и «как должно происходить?»
Также необходимо иметь в виду, что все мы по-разному можем реагировать на одни и те же факторы экстремальной ситуации, в виду своих индивидуальных психологических различий и текущих состояний. У каждого из нас есть свой порог силы действующих на нас факторов, за которым они становятся для нас экстремальными. Для кого-то из нас внезапный хлопок вызовет лишь внутреннее напряжение, а у кого-то, даже ожидаемый хлопок вызовет определённый испуг и мышечную реакцию. В то же время, наблюдения и исследования показывают, что переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, длительное психическое напряжение и т.д., даже у лиц уравновешенных, с устойчивой психикой, способны вызвать более острую реакцию на привычный раздражитель.
Резкую реакцию выдают, как правило, люди со слабой, неустойчивой психикой. Тем не менее, при многократном повторении действия конкретного сильного раздражителя, и у них происходит сглаживание ответных реакций на данный раздражитель, привыкание к нему, и человек ведёт себя более естественно. Достаточно вспомнить пример прыжков с парашютом. Для людей со слабой неустойчивой психикой прыгнуть первый раз с парашютом, является порой непреодолимым психологическим барьером, и инструктору приходится выпихивать их из самолёта, порой пинком под зад. Следующие прыжки у них проходят более естественно. И то, что человек может адаптироваться к действию сильных раздражителей, говорит о возможности и необходимости специальной подготовки охранников к действию в экстремальных условиях.
Тема №2. Факторы стресса в частной охраной деятельности. Способы преодоления стресса.
Изучаемые вопросы:
1. Пути повышения психологической устойчивости личности.
2. Способы избегания нежелательного психологического воздействия: сохранение эмоционального равновесия, физического спокойствия, восстановительный процесс.
3. Основы профессионально-психологического настроя и саморегуляции охранников.
1. Пути повышения психологической устойчивости личности.
Вопросы психологической устойчивости личности имеют для охранников огромное практическое значение, поскольку устойчивость нашей психики сохраняет личность от психологических потрясений и психосоматических расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Любой человек, так или иначе, регулярно сталкивается с действием различных стрессоров, и последствия этих действий для нас различны. У кого-то это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у кого-то - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья и другое. У людей, для кого действие стрессоров имели отрицательные последствия, психологическая устойчивость к их воздействию оказалась ниже должной [9, 14].
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. В психологии под психологической устойчивостью понимается способность человека сохранять необходимый уровень и согласованность проявления основных психических функций (восприятие, ощущения, представления, воображение, мышление, память и др.) в различных сложных ситуациях. Она включает в себя такие свойства психики как стабильность (стойкость), сопротивляемость, уравновешенность (соразмерность) и позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
Стабильность понимается, как способность сохранять свою «самость», веру в себя и в свои возможности, как способность к эффективной психической саморегуляции и коррекции своей внутренней функциональной структуры свойств. Как составляющую психологической устойчивости, стабильность не следует понимать как непоколебимость и отсутствие всяких изменений. Для психологической устойчивости личности необходима способность к саморазвитию, формированию собственной индивидуальности. Ее скорее следует рассматривать как равновесие постоянства и изменчивости личности. Говоря о постоянстве, имеются в виду главные жизненные принципы, цели, доминирующие мотивы, способы поведения и реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. И стабильность скорее предполагает достаточную гибкость структуры психологических функций. Сниженная стабильности приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска, человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического (телесного) здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.
Рассматривая стабильность как компонент психологической устойчивости личности, нужно отметить, что она имеет важнейшее значение, как для общества, так и для самого человека. От стабильности зависит закономерность и последовательность действий и поступков личности, а следовательно, предсказуемость ее поведения. Благодаря этому компоненту люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности. Наиболее стабильными являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента, как активность и реактивность (импульсивность), пластичность (изменяемость) и ригидность (жесткость), экстровертированность (направленность человека во вне) и интровертированноть (направленность человека на себя), эмоциональная возбудимость и др. Относительно стабильными являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта. Наряду со стабильностью одних свойств может происходить трансформация других свойств личности.
Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, вследствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Больше всего подвержены трансформации, социально обусловленные свойства личности, связанные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как и стабильность психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.
Сопротивляемость. Достижение человеком своих жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит человек, тем больше он встречает трудностей. Поэтому, на пути следования к своим намерениям и целям, человек вынужден проявлять способность к сопротивлению тому, что ограничивает его свободу поведения и свободу выбора, способность противостоять внешним влияниям. Постоянное межличностное взаимодействие человека с другими людьми изначально предполагает включенность его во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Ибо стороннее влияние может нарушить необходимую личностную автономность (самодостаточность), независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, возможностей следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, сопротивляемость можно рассматривать, как способность находить и удерживать баланс между конформностью (умением подстраиваться, уживаться с другими) и своей автономностью.
Уравновешенность - способность человека соразмерять силу реагирования, активность поведения силе раздражителя, значению события. Уровень напряжения человека всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной (личностной) интерпретацией, оценкой.
Уравновешенность как составляющая психологической устойчивости проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной (личной) составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность - это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью - с другой.
2. Способы избегания нежелательного психологического воздействия: сохранение эмоционального равновесия, физического спокойствия, восстановительный процесс.
Ежедневно мы сталкиваемся с различными событиями, проявляющихся в виде определённых психологических воздействий на нас. Эти ситуации могут происходить в быту, на улице, в магазине, на работе, т.е. независимо от нашего местонахождения. Связаны они между собой тем, что в этих ситуациях происходит влияние на нашу самооценку, т.е. на мнение о себе. Как мы знаем, наша самооценка основывается не только на том, что мы сами думаем о себе, но и на том, что думают о нас другие. Т.е. самооценка каждого из нас зависит, в той или иной степени, от мнения окружающих. Мы испытываем положительные эмоции, когда о нас говорят и оценивают в превосходной степени (благодарят, хвалят, восхищаются и т.д.) или чувствуем себя удручающе, испытываем отрицательные эмоции, если высказывания о нас носят негативный характер (критикуют, оскорбляют, обвиняют и т.д.). В первом случае наша самооценка повышается, во втором - снижается. Естественно, каждый из нас стремится, если не повысить, то хотя бы сохранить свою самооценку. И для этого приходится прибегать к приёмам психологической защиты [9].
Деятельность охранников связана с контролем установленных правил и пресечением различных правонарушений. В ситуациях, когда охраннику приходится пресекать нарушения, ответные реакции людей не всегда имеют положительную окраску. Подобные реакции оказывают определённое влияние на самооценку охранников и, нередко, выводят их из спокойного эмоционального состояния. Как и в случаях с экстремальными факторами, реакции охранников на одинаковое психологическое воздействие зависят от их психологической устойчивости, обусловленной индивидуальными особенностями нервной системы (уравновешенность, эмоциональная устойчивость и др.) и текущего состояния охранника. При утомлении, нарушенном режиме сна и отдыха, плохом самочувствии, предварительном психическом возбуждении и т.д., эмоциональный срыв у охранников может произойти или гораздо раньше, или от менее сильных психологических воздействий на них, чем такое могло произойти при их хорошем состоянии.
Можно ли снизить негативное психологическое воздействие на охранников? Что им следует предпринять, чтобы «смывать» следы подобных действий? Давайте попробуем с этим разобраться.
Известно, что данные нам от рождения индивидуальные психологические особенности мы изменить у себя не можем. Например, если у нас тип нервной системы относительно слабый, то он таковым и останется. Люди с таким типом нервной системы могут реагировать на раздражители, на которые люди с относительно сильной нервной системой даже не обратят внимание. С этой точки зрения люди с относительно слабым типом нервной системы более подвержены негативному психологическому воздействию.
А мы в своей жизни, обычно стараемся снизить значение угнетающего нас события. Расстроенному чем-то человеку мы говорим: «Да брось ты, не придавай этому значение!», «Не стоит расстраиваться по пустякам» и другое. Для сохранения своей самооценки, вольно или невольно, мы используем определённые способы психологической защиты, такие как отрицание, подавление, вытеснение, рационализация и другие. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Отрицание - это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной для нас информации, в уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе нашей воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом может быть для нас необратимо утрачена.
Подавление - защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной для нас информации, либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием нашей психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые позволяют затем блокировать ее.
Интернализация - это обратный процесс. Человек по своим способностям и возможностям достоин того, чтобы занять определенное место в жизни. Однако чисто внешние обстоятельства мешают ему реализовать себя. В конечном итоге, не добившись своей цели, человек, так или иначе обесценивает ее. Например, охранник стремился к профессиональному росту и хотел стать телохранителем. Его перестал устраивать низовой уровень своей деятельности, и это вызвало в нём определённый душевный дискомфорт. Однако услуги телохранителей перестали пользоваться спросом и многие из них потеряли эту работу. Тогда охранник убедил себя, что в отличие от его графика работы, у телохранителя ненормированный рабочий день, постоянная зависимость от настроения и капризов охраняемого лица, обязанность подставляться под пули, предназначенные этому лицу и т.д. И зачем ему всё это нужно, если он, отработав свою смену «свободен, как птица в полете»?! Таким же образом и человек снимает уровень эмоционального напряжения и возвращает себе душевный покой, несмотря на то, что цель не достигнута.
Деперсонализация - это восприятие других людей как обезличенных, лишенных индивидуальности представителей некоторой группы. При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли, например рабочие, сотрудники, посетители, правонарушители и так далее. Если мы не позволяем себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, то таким образом мы защищаем себя от их восприятия на эмоциональном уровне.
Идентификация – механизм защиты, связанный с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя его чувств и качеств, желаемых, но недоступных. Подобным образом мы создаем себе основу для самоуважения. Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с сильными или авторитетными людьми. Чаще всего с идентификацией мы сталкиваемся у поклонников, имеющих своих кумиров, фанатов различных клубов и т.д. С помощью этого механизма психологической защиты мы избавляемся от чувства неполноценности и отчужденности.
Замещение - это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный, или замена неприемлемого действия приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью.
Перенос - это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах. В чем-то перенос схож с замещением. Также, как и в замещении, перенос связан с переориентацией своих реакций. Однако, в замещении наши реакции направлены на достижение чего-то, а в переносе происходит обратное - наши реакции направлены на избавление от чего-то.
Аутогенная тренировка.
Методика аутогенной (направленной на себя) тренировки (далее, в тексте АТ) разработана немецким врачом-неврологом Шульцем И.Г. в начале 20-го века. Она представляет своего рода мягкий самогипноз (самовнушение), с помощью которого сила мысленных представлений человека переносится на его тело. Образное представление тяжести, например, вызывает чувство действительной тяжести, которое вскоре исчезает, сменяясь расслаблением мышц. Перенос психических образов на физическое тело возможен лишь потому, что тело и психика составляют единство.
Медитация. Это метод саморегуляции, в основе которого лежит управление вниманием, для изменения психических процессов, с целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения сознания, развития личности. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии и повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. Под ее влиянием возрастает способность человека использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь целенаправленной. На психологическом уровне отмечается расслабление, повышение готовности реагировать, расширение сознания, избавление от привычных схем поведения, - овладение умением осуществлять самоконтроль, создание условий для психического развития. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для обретения душевного покоя и гармонии.
3. Основы профессионально-психологического настроя и саморегуляции охранников.
Психологический настрой охранников напрямую связан с качеством исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Он проявляется в отношении охранников к своей служебной деятельности, отражается на их поведении и действиях в различных ситуациях, на их состоянии в период несении службы. От того насколько близка охранная деятельность мировоззрению и убеждениям охранников, направленности их личности и системе жизненных целей зависит, с каким настроем охранники выполняют свои служебные обязанности.
Помимо профессионального настроя, который характеризует в целом отношение охранников к своей работе, существует психологический настрой к действиям в конкретных ситуациях. Этот настрой можно определить как психологическую подготовленность или психологическую готовность охранников к действиям в условиях, связанных с конкретными ситуациями. Например, в ситуациях, связанных с опасностью и угрозой жизни и здоровью охранников, возникающий естественный страх может затруднить выполнение ими адекватных и эффективных действий для достижения положительного результата, привести к отказу от противоборства с правонарушителями и т.д. Вид направленного на охранников оружия может явиться для них достаточным основанием для того, чтобы отдать своё оружие преступникам и отказаться от противоборства. Тем самым значительно ухудшить общую ситуацию и повысить вероятность плачевного исхода. В ситуациях экстремальных, связанных со спасением и эвакуацией людей из опасной зоны, инстинкт самосохранения и желание спастись самому, может заглушить у охранников чувство долга по отношению к людям, чью безопасность они обеспечивают. А в ситуации с применением оружия против правонарушителя, вид его крови в результате полученного ранения может вызвать шок у самих охранников.
Эти реакции естественны для человека и для их преодоления нужна специальная психологическая подготовленность, определённый психологический настрой. В профессиональном спорте давно пришли к пониманию, что чаще не техническая или физическая подготовка спортсменов определяет победителей, хотя их важность несомненна. При примерно одном уровне подготовки побеждает тот, чья воля к победе оказалась выше. Не зря существует поговорка «Побеждает не тот, кто техничнее, а тот, кто злее!». Известно немало примеров, когда на улице хороших спортсменов по различным видам единоборств лупили уличные драчуны, получившие хороший психологический и практический опыт уличных потасовок. Ибо, готовность «идти до конца» и нацеленность на жесткое бескомпромиссное противоборство в схватке, у драчунов выше, чем у спортсменов. Не зря бойцы спецподразделений отдают предпочтение прикладным разделам единоборств, чтобы вести свою подготовку к условиям реального противостояния. Достаточно вспомнить их посвящение новичков в свои ряды. Умение стоять до конца и выстоять, несмотря ни на что - вот основа их психологической готовности.
Поэтому, от того, насколько охранники настроены на свою профессиональную деятельность, в целом, и умеют настраиваться на конкретные ситуации, в частности, зависит успешность решения ими возникающих плановых и внеплановых задач, достижение необходимых результатов.